Разновидности, технология формирования и подшивка свесов кровли

Опубликовано: 2 месяца назад Нет комментариев

foto72676-3Формирование карнизов крыши завершает работы по ее обустройству и выполняется на последних этапах строительства.

Этот узел встречается практически в каждом проекте со скатными крышами, отличия проявляются лишь в параметрах и способах его заложения.

Как красиво оформить край крыши, что нужно учесть при подборе материалов — читайте далее.

Классификация и основные виды

В классических скатных крышах выделяют 2 основных вида карнизов с разным способом обустройства и местом расположения:

  • Фронтонные, формирующиеся боковыми частями кровли, выступающими со стороны фронтонов. Этот тип карниза подвергается существенным ветровым и влажностным нагрузкам и выполняется максимально герметичным.

    Длина выступающих частей обрешетки, конька и мауэрлата, как правило, ограничена 50 см, с наружной стороны фронтонные карнизы закрываются лобовой доской.

    foto72676-1

  • Традиционные карнизы (свесы), формируемые нижней частью ската, выступающей за пределы стен дома. Именно эти элементы обеспечивают защиту фасада от брызг и безопасное вентилирование пирога.

    Длина таких карнизов выбирается из соображений целесообразности и привлекательности (при минимуме в 30 см и стандартном рабочем диапазоне в пределах 35-50), но в большинстве случаев величина их выступа больше, чем у фронтонных.

    foto72676-2

Важно понимать, что тип и число карнизов напрямую зависит от конструкции крыши. В ряде случаев краевые участки просто не имеют выступа, в шатровых и вальмовых крышах все свесы относятся к карнизным, в многощипцовых – к фронтонным.

Справка. Общие требования к конструкциям остаются прежние – карнизы являются важным элементом крыши и обустраиваются с учетом своего назначения и условий эксплуатации.

Условно выделят:

  • Карнизы с разной степенью открытости: подшитые и не подшитые. Подшитые виды в свою очередь разделяют на коробчатые (перпендикулярные стенам дома) и облицованные параллельно стропилам. Открытые карнизы характерны для холодных крыш частных домов.
  • Карнизы с разной длиной выступа, включая конструкции, не выступающие за пределы стен. При обустройстве последних стропила не выводятся за пределы стен и закрываются сливной доской, удерживающей водосточные желоба.
  • Карнизы с разной степенью продуваемости и герметичности: сплошные, вентилируемые по всей площади и комбинированные.

Устройство и функции

Конструктивно карнизы представляют собой продолжение скатов крыши и формируются за счет удлинения или выноса стропильной системы. Верхняя часть карниза закрывается выбранным покрытием, нижняя – выполняется открытой или подшивается. В качестве кровельного элемента карнизы выполняют защитные и декоративные функции и закладываются с целью:

  • foto72676-4Гармоничного завершения архитектурного ансамбля крыши.
  • Отвода осадков и влаги от растаявшего снега от фундамента дома, на или за края отмостки.
  • Защиты фасада и окон от грязи и брызг.
  • Обеспечения продувания пирогов в утепленных и холодных вентилируемых крышах, без промокания изоляционных прослоек и других элементов.
  • Удержания элементов водосточной системы.

Способы формирования карнизных узлов

Порядок действий при обустройстве зависит от типа и габаритов стропильной системы. Карнизная часть подвергается снеговым и ветряным нагрузкам и зачастую рассчитывается с учетом потребности в выдержке веса водосточных желобов или других элементов помимо собственного.

Сечение и частота ее несущих элементов должно совпадать с параметрами основного каркаса или быть достаточными для данных нагрузок. Как следствие узлы формируют одним из двух способов:

  • Удлинением стропильных ног до получения нужного выноса. Способ считается более простым в исполнении и оптимальным при больших весовых нагрузках на карниз, но редко применяется при большой площади скатов. Длина пиломатериалов для кровельных каркасов ограничена 6 м, при превышении этого значения конструкции приходится сращивать, что не всегда удобно.
  • Наращиванием стропил кобылками (зачастую облегченными и имеющими меньшее сечение чем у стропил) позволяет вынести карниз на большую длину. Но сам процесс при этом усложняется и затягивается.

Оптимальный размер

Длина выноса определяется с учетом ряда факторов, включая:

  • Рекомендации производителей кровельных покрытий и требования СНиП II.II-26-76. Последние регламентируют минимальную длину карниза исходя из типа кровли и конструкции крыши. При покрытии крыш волнистыми шероховатыми листами (шифер, ондулин) этот параметр составляет 50 мм, композитной или натуральной черепицей – 70 мм, металлической кровлей – 100 и более мм.
  • foto72676-5Климатические условия региона. В заснеженных и дождливых районах карниз выполняют более длинным (до 80-100 см) с целью лучшей защиты фасада и окон от осадков.
  • Уклон крыши. С крутых скатов осадки сходят быстро и сильнее забрызгивают фасад. На пологих крышах траектория схода воды более безопасна.
  • Соображения эстетичности и пропорциональности. Широкие карнизы визуально снижают постройку, особенно при малом уклоне ската, и наоборот.

Обратите внимание! Рекомендуемый нормами минимум составляет 20-30 см, при оптимальном диапазоне в 40-60 см. При неблагоприятных условиях эксплуатации длину карнизного свеса увеличивают до 1 м. В целом проекты с чрезмерно узкими или широкими карнизами встречаются редко.

Вентиляция крыши

Для обеспечения достаточного воздухообмена под кровлей и между слоями пирога нижняя часть карниза выполняется продуваемой. Оптимальные результаты достигаются при подшивке карниза перфорированными софитами или монтаже материалов с небольшими вентзазорами.

Сечение отверстий должно быть не слишком большим (в противном случае внутрь попадают влага, мусор, насекомые или даже птицы), но достаточным для выполнения норм естественной вентиляции крыши. Для определения минимальной общей площади продухов площадь нижней части свеса делится на 300, к полученной величине добавляют 10-15 % запас для исключения рисков случайного забивания.

Важно понимать, что принятые меры будут бесполезны при перекрытии в ходе обустройства карнизов продухов и вентиляционных зазоров внутри самого пирога. Чаще всего такие ошибки совершаются при неправильном выводе конденсата с изоляционных пленок, нарушениях при наращивании кобылок или набивки боковых планок.

При недостаточной естественной вентиляции, отсутствии возможности выполнения карниза продуваемым или повышенных требованиях к их герметичности (яркий пример – многощипцовые крыши с исключительно фронтонными свесами) в схему вводят дефлекторы или аэраторы. Количество устройств принудительного вентилирования зависит от сложности и площади крыши (от 1 шт. на 25 м2, при минимуме от 2 шт. на кровлю).

Выбор материалов и способы обшивки

При выборе подшивки предпочтение отдается максимально долговечным и легким материалам, устойчивым к влаге, коррозии, гниению, ультрафиолету и механическим воздействиям. Нужными свойствами обладают:

  • foto72676-6Доски хвойных пород толщиной в 1,7-2,2 мм и шириной до 25 см, монтируемые с зазором в 1-1.5 см.

    При использовании этих материалов важно помнить о необходимости противопожарной и антисептической обработки, сушки и сортировке древесины.

    Для повышения привлекательности и срока службы доски могут вскрываться лаками или краской.

  • Вагонка, планки или готовые решетки из дерева, уже прошедшие обработку антисептиками и антипиренами и монтируемые схожим с досками образом.
  • Влагоустойчивые плитные материалы (фанера, ОСБ), оптимальные при необходимости сплошной подшивки карниза, также нуждающиеся в защите от гниения или возгорания и покраске.
  • Листовой металл (оцинкованная сталь толщиной в 0,5-0,6 мм, алюминий или медь), редко используемый из-за большого веса, сложностей с резкой и монтажом.
  • Виниловый или металлический сайдинг, характеризующиеся высокой прочностью и долговечностью. Данные материалы монтируются с помощью доборных элементов, приобретаемых отдельно.
  • Специальные панели – софиты, изготавливаемые из листового металла или качественных пластиков. Ассортимент представлен сплошными, перфорированными и комбинированными разновидностями на основе 1, 2 или 3 соединенных ламелей. Подробно о том, как выполняется подшивка кровли софитов, читайте тут.

На заметку. При использовании сплошных материалов нужные показатели вентилирования достигаются за счет самостоятельно сверления панелей, монтажа с зазорами или установке специальных решеток. Последние зачастую заменяют смотровые окна и используются при очистке карнизов.

В зависимости от способа крепежа материалов подшивка бывает косой (диагональной, параллельно основной плоскости стропил) и горизонтальной (с коробкой перпендикулярной фасаду). Последняя считается оптимальной при высокой крутизне скатов и более экономной из-за сокращения расхода материалов.

Исключения делают для подшивки фронтонного карниза, фиксирующейся только по обрешетке. Данные участки закрываются сплошными панелями и максимально герметизируются. Но в любом случае панели могут укладываться как вдоль, так и поперек карниза.

Самостоятельный подход к устройству карниза

foto72676-7Технология формирования и подшивки карниза считается сравнительно простой и при желании выполняется своими силами.

Но все мелочи продумываются заранее: от способа обустройства и вентиляции до потребности в скрытии за подшивкой коммуникаций и инженерных элементов.

Работы начинаются с замеров и составления схемы размещения панелей и завершаются их монтажом. При выборе материалов предпочтение отдается готовым системам с софитами и J-планками, без проблем фиксирующихся к обрешетке саморезами. Формирование карнизного свеса завершается монтажом лобовой планки и креплением желобов или других элементов кровли.

Заключение

Стоит отметить, что несмотря на явное функциональное назначение при выборе типа и параметров карнизов важно представлять его сочетаемость с внешним обликом крыши. Творческий подход при обустройстве всегда приветствуется, пропорциональный и аккуратный карниз придает постройке завершенный и оригинальный вид и наоборот.

Оставить комментарий

Введите цифру для получения верного равенства. *


Adblock
detector