Просто о сложном: как сделать двухскатную крышу на гараже своими руками?

Опубликовано: 2 месяца назад Нет комментариев

foto71862-2 (4)При выборе крыши для гаража владельцы чаще всего останавливаются на одно- или двускатных конструкциях, оптимальных в плане бюджета и простоты.

Двускатные крыши при этом чаще укладываются на отдельных постройках и имеют ряд преимуществ в сравнении с остальными вариантами. 

Критерии выбора, плюсы и минусы

Крыша на гараж выбирается с учетом условий эксплуатации и соображений бюджета, дизайна и удобства. Двускатное исполнение в этом плане ценится за:

  • Возможность более рационального использования подкровельного пространства. 
  • Хорошие герметичные и отводящие свойства. Организовать крутой уклон при таком исполнении довольно просто, двускатные крыши практически не задерживают осадки и снег на поверхностях. 
  • Сравнительно простую технологию строительства и экономию сметы при выполнении работ своими силами. 
  • Сокращение расходов на обогрев гаража в зимнее время за счет хорошей энергоэффективности. 
  • Придание гаражу вида самостоятельной постройки.

Минусы проявляются в усложнении расчета и более высоком расходе материалов в сравнении с односкатными гаражными постройками (но меньшем чем у крыш с большим числом скатов).

Особых эксплуатационных недостатков конструкция не имеет, но при ее заложении ужесточаются требования к основанию и самим конструкциям крыши.

Устройство и конструкция

foto71862-2 (3)Внешне такая крыша напоминает простой равнобедренный треугольник – нижние края скатов опираются на стенки гаража, верхние – сходятся в коньковой зоне, по центру постройки.

Из-за соображений удобства и эстетичности фронтоны в таких постройках размещаются на стене с воротами и противоположной стороне.

В большинстве проектов крыша гаража выполняется холодной и не остекляется, но ее подкровельное пространство в любом случае вентилируется. При выборе покрытия предпочтение отдается металлической кровле или аналогичным бюджетным и не возгораемым материалам. 

Конструкция стропильного каркаса зависит от размеров гаража. При ширине пролета менее 14 м (стандартный вариант постройки) стропила рекомендуется крепить висячим способом с двумя точками упора – на стены и в зоне конька и одной горизонтальной стяжкой (в случае гаража достаточно приподнятой). Конструкция может усиливаться бабками или подкосами, но при пролете менее 6 м в них нет необходимости. 

При наличии в гараже внутренних несущих перегородок и большой площади постройки стропила крепят наслонным способом и усиливают вертикальными подпорками. Но в частном строительстве такое исполнение встречается редко, в том числе – из-за необходимости перераспределения распорных нагрузок и усложнения расчета. 

Особенности проектирования и расчеты

Цель расчета состоит в определении трех основных параметров – уклона скатов, их площади и высоты двускатной крыши. Исходными данными служат размеры гаража, условия эксплуатации (а именно – снеговые и ветровые нагрузки в регионе) и параметры выбранного покрытия. Последнее в свою очередь подбирается исходя из бюджета и несущих способностей стен и фундамента гаража. 

В ходе расчета первым определяется уклон крыши. В случае гаражной постройки с небольшой или средней площадью оптимальный диапазон варьируется в пределах 20-30°, при укладке металлической или композитной черепицы уклон рекомендуют поднять до 35°.

Этого значения достаточно для быстрого и безопасного отвода осадков и самостоятельного схода небольших объемов снега. Но в регионах с повышенными снеговыми нагрузками крутизну скатов гаражной крыши приходится увеличивать до 40-45°. 

Полученное значение используется для расчета высоты конька по формуле:

H=0,5∙b∙tg а — половина длины пролета гаража умножается на тангенс угла уклона.

Полученная высота крыши гаража редко превышает 1,5 м, что положительно сказывается на смете и упрощает монтаж каркаса.

Эта же величина используется для расчета длины стропил:

L=H/sinа + 0,3-0,5 м.

30-50 см добавляются к расчетной длине стропил с целью обустройства правильного карниза и защиты стен гаража от осадков. 

foto71862-1

Площадь одного ската находится по простой формуле:

S=L∙D, где D – длина протяженной стороны гаража с учетом выноса крыши на фронтонном карнизе.

Последний варьируется в пределах 20-30 см, при рекомендуемом минимуме в 5-10 см.

Общая площадь крыши находится как:

Sk=S∙2.

Полученные геометрические параметры используются при расчете стропильного каркаса (в идеале – после проверки с помощью строительного калькулятора) и веса пирога. Нагрузку на 1 м2 от кровельного покрытия (и ее изменение при разных уклонах скатов) как правило указывает производитель. Величина снеговых и ветровых нагрузок берется из климатических таблиц и суммируется с весом кровли. 

Расстояние между стропилами

Основные сложности возникают при составлении схемы каркаса. Сечение и шаг стропил подбираются с учетом размеров гаража и весовых нагрузок.

foto71862-8

Алгоритм расчета точного количества включает такие шаги как:

  1. уточнение длины ската;
  2. деление данного значения на оптимальный или минимально допустимый шаг стропил (определяется из таблиц по весовой нагрузке и типу кровли);
  3. добавление к результату 1 и округление в большую сторону;
  4. уточнение реального шага стропил и расчет материалов.

Оптимальный шаг стропил и рекомендуемое сечение пиломатериалов с учетом типа кровли приведены в таблице ниже:

Кровельное покрытие Рекомендуемый шаг стропил, см Частота обрешетки, см Ограничения, доп.условия
Шифер  80 50-60 При уменьшении уклона частоту обрешетки сокращают до 45 см. На малоуклонных крышах материал шифер укладывать не рекомендуется
Металлочерепица 60-90 при сечении ног не менее 50х150мм Зависит от типа профиля и указывается производителем  Расстояние между первой и второй планками обрешетки отличается от основного шага и рассчитывается отдельно 
Профнастил  20-50 для марок малой жесткости, 60-100 высокой При увеличении веса листа рекомендуется увеличить сечение планок обрешетки и наоборот. 
Мягкая кровля 60-150 Сплошной настил Подкладочный гидроизоляционный ковер настилается поверх обрешетки
Ондулин 60-100 при сечении стропил 50*200 40-50 при уклоне более 15° На малоуклонных скатах обрешетка выполняется сплошной
Фальц 60-90 20-40

Несложно проследить параллель с зависимостью между типом обрешетки и уклоном скатов. Рекомендуемый для гаража диапазон в 20-30 ° не сокращают из-за соображений экономии: высота крыши у таких построек все равно будет небольшой, а разряженная обрешетка в сравнении со сплошной обходится дешевле и лучше продувается. 

В целом, из-за второстепенного назначения постройки владельцы могут выбирать любой удобный шаг в пределах 60-140 см. В пирогах с утепляющими прослойками этот параметр подбирается с учетом размера плит утеплителя при оптимальном диапазоне в 60-100 см. 

Как построить: пошаговая инструкция

foto71862-2 (5)При самостоятельном строительстве пошагово:

  1. выполняется подготовка основания и материалов;
  2. стены гаража, удерживающие крышу, укрепляются мауэрлатом;
  3. выполняется сборка каркаса, настил гидроизоляции и набивка обрешетки;
  4. крыша закрывается наружным покрытием.

Особое внимание уделяется подготовке пиломатериалов – брус и доски хорошо просушиваются и проходят обязательную обработку антисептиками и антипиренами. 

Мауэрлат

Стены гаража чаще всего закладываются из блоков или каркасных конструкций и нуждаются в укладке разгрузочного пояса перед креплением мауэрлата. Но при уверенности в прочности блоков и устойчивости фундамента этот этап иногда пропускается и стены просто обвязываются опорным брусом.

Крепления под мауэрлат закладываются заранее, при укладке верхних участков стен, отделяемых от бруса гидроизоляционной отсечкой из 2 слоев рулонной или обмазочной гидроизоляции. После посадки и проверки уровня мауэрлат фиксируется проволокой или шайбами. 

Стропильная система

С целью упрощения работ стропильные пары рекомендуется собирать внизу и закреплять на мауэрлате, начиная с крайних фронтонных (соот. вынос предусматривается заранее). При этом конструкции могут укрепляться затяжками в нижней части (рекомендуется при больших пролетах) или верхней (идеальный вариант при планировании заложения длинного карниза и малой ширине гаража).

Коньковый брус закладывается не во всех системах, в ряде случаях он заменяется двумя досками или отсутствует. Для крепления элементов используются гвозди, металлические пластины и саморезы.

Обрешетка

После проверки ровности и прочности каркаса поверх стропил с нахлестом настилается рулонная гидроизоляция и набивается обрешетка, начиная с нижней части ската. При уклоне скатов более 15° и хороших самонесущих способностях кровли обрешетка делается разряженной. Под мягкой черепицей или рулонной кровлей закладывается сплошной настил. 

Кровля

foto71862-2 (2)Работы завершаются монтажом покрытия, обустройством и герметизацией коньковой зоны и карнизов, креплением водосточных желобов (при наличии) и зашивкой фронтонов.

При отсутствии возможности заложения фронтона из блоков (идеальное, но дорогостоящее решение) боковые участки закрываются листовыми материалами.

Фиксацию кровли выполняют с учетом требований производителей, все стыки и точки крепления герметизируются. 

Односкатная или двускатная — какая лучше?

Двускатная конструкция крыши не считается универсальной и оптимальной, многие застройщики предпочитают закрывать гараж одним скатом и экономить при этом смету и время. Результаты сравнения сильных и слабых сторон одно- и двускатных крыш приведены в таблице:

Параметры конструкции Тип крыши гаража
Односкатная Двускатная
Сроки строительства Сопоставимы 
Сложность проекта и расчета Простейшее исполнение Расчет более сложный, но не требует специальных навыков
Стоимость строительства Минимальная Смета возрастает на 20-30%
Устойчивость к нагрузкам  Высокая к ветровым, нуждается в усилении или ручном сбросе снега при малом уклоне ската Высокая, с поверхностей быстрее сходит снег
Прочность  Средняя, из-за увеличения размеров пролета ската Высокая
Использование в качестве пристройки +
Возможность использования внутреннего пространства  +

Заключение

Стоит отметить, что оба варианта используются при заложении на отдельных постройках, но для перекрытия пристроенных гаражей лучше подходит односкатное исполнение. Двускатные крыши считаются чуть более сложными и дорогими, но выиграют в надежности и рациональности. Единого мнения о лучшем дизайне и совместимости типа крыши и постройки нет, окончательное решение принимает владелец. 

Оставить комментарий

Введите цифру для получения верного равенства. *


Adblock
detector